Тихий убийца мотора: что происходит с бензином в вашем автомобиле, который неделями стоит на парковке
Причины длительного простоя автомобиля могут быть разными: командировка, сезонное хранение, банальное нежелание ездить в зимнюю слякоть. Многие водители уверены, что главное — поставить машину на ручник и накрыть чехлом. Но главный враг вашего мотора в этот период не пыль, а то, что должно его питать — топливо в баке.
Пока вы не заводите машину, в бензобаке тихо идут процессы, которые превращают качественное топливо в химический коктейль, опасный для топливной системы. Разберем их по полочкам.
1. Испарение легких фракций (Потеря октанового числа)
Современный бензин — это не однородная жидкость, а сложная смесь легких и тяжелых углеводородов. Легкие фракции отвечают за испаряемость и эффективное воспламенение в цилиндрах (именно они определяют октановое число).
Что происходит: При длительном хранении эти легкие компоненты постепенно испаряются через систему вентиляции бака (CLRV) и даже микрощели.
Результат: Октановое число топлива падает. Бензин АИ-95 через 3-4 месяца может условно «превратиться» в АИ-92 или даже ниже. Использование такого топлива приводит к детонации (стуку пальцев), которая разрушает поршневую группу и стенки цилиндров.
2. Окисление и образование смол
Кислород — главный катализатор разложения. Его достаточно в воздушном пространстве («межбаке») топливного бака.
Что происходит: Углеводороды в бензине вступают в реакцию с кислородом. Этот процесс называется окислением. В его результате образуются липкие, густые смолы и лакообразные отложения.
Результат: Эти смолы:
- Забивают топливный фильтр (обычный и тонкой очистки в инжекторе).
- Образуют нагар на форсунках, нарушая форму факела распыла и снижая их производительность.
- Оседают на стенках бака и выводят из строя топливный насос.
3. Влагопоглощение и коррозия
Еще один миф — что в герметичном баке нет воды. Это не так. Топливо обладает гигроскопичностью (способностью впитывать влагу из воздуха). Конденсация воды на стенках полупустого бака — еще более серьезная проблема.
Что происходит: Вода скапливается на дне бака, так как она тяжелее бензина.
Результат:
- Коррозия металлического бака и компонентов топливной системы изнутри.
- Ржавчина забивает топливные магистрали и фильтры.
- В зимнее время капли воды могут замерзнуть в топливопроводе, полностью заблокировав подачу топлива.
4. Разложение присадок
Производители добавляют в бензин комплекс присадок для стабилизации, очистки, защиты от обледенения. Эти соединения химически нестабильны и первыми распадаются при длительном хранении.
Результат: Топливо лишается своих заявленных свойств, и начинают ускоряться все описанные выше негативные процессы.
Сроки: как быстро портится бензин?
1-2 месяца: Существенных изменений не произойдет. Можно ездить без последствий.
3-6 месяцев: Процессы окисления и испарения набирают силу. Октановое число заметно падает. Такое топливо уже нежелательно использовать.
Более 6 месяцев: Топливо можно считать испорченным. Высок риск серьезно повредить топливную систему.
Практические советы: как правильно «законсервировать» бак?
Перед long-term простоем (более 2 месяцев) заправьте бак под завязку. Это минимизирует объем воздуха, а значит, и кислорода для окисления, и пространства для образования конденсата.
Используйте стабилизатор топлива. Это специальная химическая добавка, которая замедляет окисление и распад присадок. Заливается в полный бак перед постановкой авто на стоянку.
Если машина простояла полгода и более, не пытайтесь запустить двигатель на старом топливе. Самый верный способ — слить старое топливо через сервисный лючок (или отсосать через насос), промыть бак и залить свежее.
После длительной стоянки обязательно замените топливный фильтр перед началом активной эксплуатации.
Кстати! Не недооценивайте тихие химические реакции в вашем баке. Правильная подготовка к простою сэкономит вам тысячи рублей на ремонте топливной системы и продлит жизнь двигателю.